Найти
+7 (499) 343-93-83      

Виды бизнес-планов и методы восстановления



Согласно информации, представленной в Современном экономическом словаре Райзенберга Б.А. и Лозовского Л.Ш., бизнес-план - это программа действий и операций организации, содержащая информацию о фирме, производимом ей товаре (от сырья до производственного процесса), ее маркетинговой компании, рынке сбыта производимой продукции и ее целевом потребителе.

Главной задачей этого документа является оценка возможности реализации проекта, прибыльности, которую он может принести, возможных рисков с которыми он сопряжен. Иначе говоря, бизнес-план - это документ, изучив который инвесторы и кредитные организации понимают, стоит ли вкладывать в данный проект свои деньги. Кроме того, этот документ является основным источником информации для тех, кто занимается непосредственно реализацией данного проекта.

Для чего нужен бизнес-план

Бизнес-план крайне важен для предпринимателя, ведь он позволяет решить такие вопросы как оценка издержек производства и торговли, определение финансового состояния организации, ее способности достичь цели, рассчитать появление «подводных камней», способных препятствовать реализации проекта. Также благодаря бизнес-плану определяется направление деятельности организации, рынки сбыта товара и целевая аудитория потребителей, формируется маркетинговая стратегия, включающая в себя рекламные акции, изучение рынка, ценообразование, каналы сбыта и стимуляцию роста продаж. При составлении бизнес-плана вырабатывается стратегия достижения поставленной цели, назначаются лица, ответственные за реализацию этапов проекта, выявляется соответствие имеющихся работников предъявляемым требованиям.

Для предпринимателя бизнес-план помогает понять, какие товары и услуги имеет смысл продвигать на рынке, какой они имеют спрос, рыночную цену и что предлагают конкуренты. Этот же документ помогает понять, что потребуется для реализации проекта: ресурсы и их количество, стоимость и наличие у поставщиков. В соответствии с бизнес-планом проводится оценка издержек производства и реализации конечного продукта, уровень эффективности производства и методы его повышения, а также оценка прибыли и процент ее распределения между участниками проекта, с учетом рыночной цены на изготавливаемую продукцию и влияния конкурентов на эти факторы.

Бизнес-план - это самый главный внутренний документ организации, содержащий строго конфиденциальную информацию, такую как оценка конкурентных и перспективных партнерских предприятий, анализ сильных и слабых сторон фирмы, их сравнение с конкурентом, пошаговая стратегия развития и прочие сведения, которые должны быть доступны только руководству компании.

Виды бизнес-планов

Планирование предпринимательской деятельности это процесс, который направлен на приведение действий организации в соответствие с требованиями, диктуемыми рынком.

Планирование бывает трех типов - стратегическим (его еще называют долгосрочным), среднесрочным и краткосрочным. Показатели бизнес-плана могут быть качественными или количественными. Характеристики количества показывают объем продаж, рост дохода, понижение затрат на производство. Качественные – рейтинг организации, уровень ее престижа, мероприятия экологической защиты и охраны, повышение уровня квалификации и культуры сотрудников.

В стратегическом бизнес-плане устанавливаются цели и задачи организации в течение нескольких лет, чаще всего такой план составляется на пять-десять лет. Долгосрочный план включает в себя стратегию развития предприятия и пути реализации поставленных задач.

Такое планирование строится на долгосрочных прогнозах, в которых учтены следующие аспекты:

• маркетинг;

• технология;

• производство;

• финансы.

Составление стратегического бизнес-плана

Цель стратегического бизнес-плана заключается в обеспечении слаженности всех планов организации (плана разработок, производства, продаж, бюджета, маркетинга и т.д.).

Ввиду динамичности развития рынка информация, отображенная в стратегическом бизнес-плане, содержит усредненные показатели, поскольку этот план нацелен на постановку задач, которые реализуются в соответствии с краткосрочными планами. При составлении долгосрочного бизнес-плана учитывается рыночный спрос товара у целевой аудитории потребителей, усредненный объем производства и продажи, уровень затрат и прибыли.

При составлении бизнес-плана нужно учитывать первичный ли это проект (то есть дело, начатое с ноля) или же уже действующий, который нужно динамично развивать. Для первичных проектов основной целью становится выход на рынок, выживание и самоокупаемость. Следующим этапом становится рост прибыли и борьба с конкурентами.

Составление среднесрочного бизнес-плана

Среднесрочное планирование бизнеса охватывает временной промежуток от одного до пяти лет. По сравнению со стратегическим бизнес-планом, в этом документе будет содержаться больше информации о сырье, этапах производства, количестве производимого и продаваемого продукта. Цель составления среднесрочного бизнес-плана в основном заключается в распределении материальных, финансовых и человеческих ресурсов. В таком плане показываются структура фирмы, мощности производства, затраты на сырье, орудия производства и заработную плату сотрудникам, необходимость в инвестициях, целесообразность проведения разработок, исследований и т.д.

Главным преимуществом среднесрочного планирования является разграничение глобальной стратегии развития компании от организационных вопросов снабжения и производства. Такой план позволит четко увидеть перспективу роста и придаст уверенности инвесторам. Однако, составлять организационный план предприятия на срок более трех не целесообразно, так как из-за специфики рынка неопределённость будет возрастать с каждым годом.

Составление краткосрочного бизнес-плана

Краткосрочный бизнес-план представляет собой стратегию работы компании на один год. Этот план позволяет организовать производственные фонды, регулировать количество сотрудников, определять количество изготавливаемой продукции с учетом имеющихся в наличии и приобретаемых ресурсов.

Что нужно для составления бизнес-плана

Качественный бизнес-план должен отображать все аспекты, способные повлиять на развитие фирмы. В нем необходимо максимально точно указывать цели и этапы их достижения. В любом бизнес-плане отображаются следующие пункты:

1. Анализ рынка – нужен для того, чтобы оценить ту долю, которую может занять фирма. Это зависит от следующих факторов:

• тенденции рынка;

• целевые потребители;

• конкуренты.

2. Целевая потребительская аудитория. В бизнес-плане следует описать характеристики потенциальных клиентов. нужно составить список характеристик своих товаров с отображением преимуществ, которые получит покупатель приобретая данный товар. будет не лишним исследовать количество потенциальных потребителей, тенденцию приобретения ими товаров и услуг, средний уровень из дохода и запросы.

3. Проведение анализа деятельности конкурентов. В бизнесе существует прямая конкуренция (если две фирмы производят один и тот же товар) и косвенная (производство ориентировано на смежные области). Именно уровень конкуренции станет показателем того, какие усилия нужно будет приложить, чтобы захватить свой сегмент рынка.

4. Маркетинг. Проведя анализ деятельности конкурентов и изучив своего целевого потребителя, имеет смысл формирование маркетинговой стратегии.

5. Маркетинговый план, в который входят следующие пункты:

• методика охвата рыночных сегментов;

• маркетинговые акции;

• график рекламных мероприятий;

• бюджет маркетинга;

• система контроля и оценки проведенных акций.

6. Основные задачи реализации продукции, представляющие собой план продаж.

7. Требования к эксплуатации помещений, орудий производства, инструментов, кадров и т.д.

8. Финансовые вопросы. Данный пункт включает в себя прогнозы и потребности в финансировании каждого пункта плана. Здесь должны быть отображены личные средства, инвестиции извне, прогноз трат и доходов.

9. Управленческие процессы. Этот пункт определяет будут ли привлекаться наемные сотрудники, каким образом будет распределена ответственность на кадром этапе производства и сбыта товара, и какая управленческая стратегия будет использоваться в развитии бизнеса.

10. Риски. При составлении бизнес-плана нужно с максимальной честностью указывать все риски, которые могут возникнуть при реализации бизнес стратегии. Это может быть нехватка кадров или сырья, непродуманная логистика, высокая конкуренция, зависимость от поставщиков и инвесторов, страховки и прочее.

При составлении любого бизнес-плана стоит руководствовать методиками, утвержденными Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) или Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Эти методики подробнейшим образом описывают каждый необходимый пункт бизнес-плана, ведь они выработаны на международных инвестиционно-финансовых рынках.





Задать вопрос

bi-plan.ru , 2008-2017

Партнер: biz911.net